13.01.2016г.
К.И.Чуковский сказал: «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы это жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимых для нашего существования знаний».
Итак, напрашивается, как минимум, два вывода. Во-первых, не худо бы нам научиться подольше сохранять детскую любознательность. Ее утрата – это неоценимая потеря. Во-вторых, совершенно необходимо отнестись с максимальным вниманием к речи, мышлению, творчеству 2-5 летних детей. За их чудачествами и их новоязом стоят величайшей важности психические процессы, закладывающие фундамент интеллектуального могущества взрослого человека. Чем прочнее и глубже будет этот фундамент, тем выше, красивее, прочнее и счастливее будет будущее наших детей. Согласитесь, для какой цели не жалко никакого времени и сил. Тем более, что это так интересно.
Как помочь малолетним мудрецам:
1) будьте внимательными, благодарными и заинтересованными слушателями;
2) всемерно поддерживайте высокую самооценку малыша;
3) радуйтесь вместе с ребенком;
4) помогайте ребенку быть постоянно в хорошем настроении;
5) разговаривайте, играйте, будьте интересными партнерами;
6) учите словам и правилам грамматики, но делайте это весело и неназойливо;
7) радуйтесь вместе с ребенком каждому успеху.
Как не надо «помогать» малышам:
1) не спешите критиковать и поучать;
2) не мешайте наслаждаться успехом;
3) не стесняйтесь своей любви и восторга;
4) не мешайте радости ни по какому поводу и без повода;
5) никогда не отказывайтесь от общения;
6) не делайте лобовых замечаний, принижающих успехи ребенка и его самоуважение;
7) не огорчайте ребенка невниманием к его успеху.
Ребенок трудится и потому имеет право на ваше внимание и одобрение по поводу и без повода. Критика и самокритика понадобятся потом, к 6-7 годам, ближе к школе. Всему свое время.
Пять лет – важнейшая веха в развитии человеческого гения, очередная и очень важная вершина. Может быть, самая важная, и тем не менее законы природы неумолимы. Достигнув очередной вершины, развивающаяся психика низвергается в очередной кризис. Кризис, спад неминуемы, так же как сменяющий их новый, еще более впечатляющий подъем. Конца этой «эволюции с революциями» нет. Нет, пока жив творческий, развивающийся человек.
|